Переславль-Залесский | Частные музеи | Посёлок Талица Музей паровозов
- Переславль-Залесский / Частные музеи / Посёлок Талица Музей паровозов
Музей паровоза в Талице под Переславлем-Залесским, как и другие достопримечательности города по-своему уникален. Основными экспонатами сравнительно молодого музея являются подвижные железнодорожные составы. Среди них не только паровозы и тепловозы, которым уже несколько десятков лет, но и различные виды вагонов и дрезин – небольших железнодорожных тележек, приводившихся в движение вручную или небольшим мотором.
Железнодорожная ветка, ведущая от посёлка Талицы до поляны Блудова озера, является единственной существующей в России действующей узкоколейкой. Она была сооружена в 30-е годы прошлого столетия для перевозки торфа, который в то время широко использовался в качестве топлива. Узкоколейкой называли железную дорогу с довольно узким расстоянием между рельсами. Дело в том, что появились они ещё в XVIII веке на алтайских рудниках. Так как шахты были ограничены по размеру, рельсы, по которым передвигались вагонетки, также были расположены близко друг к другу. Уже в прошлом веке от узкоколеек не осталось и следа: их заменили современные железные дороги и составы, рассчитанные под них.
В Переславском железнодорожном музее, более известном как «Музей паровозов», сохранились уникальные образцы старых узкоколейных паровозов и других средств, предназначенных для передвижения по подобным железным дорогам. Музей паровоза в Талице был образован лишь недавно – в 1990 году, но уже приобрёл достаточно большую популярность. Создателям музея также в достаточно короткие сроки удалось собрать достаточно много экспонатов, которые тем или иным образом связаны с узкоколейкой.
Поезда, передвигавшиеся по узкоколейкам, часто называли «кукушками». В составе экспозиции Музея паровоза представлены уже несколько десятков подобных экспонатов. Самое удивительное, что некоторые из этих паровозов после довольно продолжительного бездействия были восстановлены и сейчас находятся в рабочем состоянии. Другие восстановить не представляется возможным, а от некоторых остались лишь детали. Некоторым из экспонатов уже больше века. Об этом напоминают и элементы их конструкции. Например, в самых старинных «кукушках» в качестве фар использовались керосиновые лампы.
Среди экспонатов музея паровоза немало удивительных вещей. Так, например, здесь имеется дрезина в виде мотоцикла и даже поставленный на железнодорожную платформу автомобиль ЗИМ (ГАЗ-12), который использовался в советское время государственными чиновниками.
Как уже говорилось выше, некоторые из экспонатов Переславского железнодорожного музея являются действующими. Поэтому для туристов, в большом количестве посещающих этот уникальный музей, помимо экскурсий организуются поездки в пассажирских вагонах по оставшейся железнодорожной ветке. Первый подобный туристический поезд отправился по маршруту Переславль-Залесский – Вёкса в 1991 году. Если количества желающих на целый состав не наберётся (обычно подобные поездки происходят в заранее оговоренные дни), то посетители могут покататься и на небольшой дрезине.
В Музее Паровоза также имеется несколько механизмов несвязанных с железной дорогой. Здесь находятся несколько старинных автомобилей, которые были собраны благодаря частным коллекционерам и членам военно-исторического клуба РККА. Экспозиция размещается на отдельной площадке. Многие из автомобилей также были приведены в рабочее состояние и поэтому часто используются при съемках исторических кинолент.
В музее также иногда организуются театрализованные представления, участниками которых становятся члены клуба РККА. Коллекция музея постоянно пополняется новыми экспонатами, которые неустанно ищут сотрудники музея по всей стране. К сожалению, многие узкоколейные паровозы давно были сданы на металлолом или просто ржавеют в каких-нибудь ангарах. Поэтому коллекция Переславского железнодорожного музея с точки зрения истории является бесценной. Некоторые экспонаты музея имеют сертификаты памятников истории техники.
Некоторые экспонаты Переславского железнодорожного музея:
- Паровоз 157-469 Коломенского завода, 1928год выпуска (идёт восстановление)
- Паровоз Фт4-028 завода Тампелла (Финляндия), 1945(восстановлен до рабочего состояния)
- Паровоз Гр-269 завода имени Карла Маркса (Германия), 1950(восстановлен до рабочего состояния)
- Паровоз Кп4-300 завода имени Дзержинского в Хржанове (Польша), 1954(не восстановлен)
- Паровоз Кп4-469 завода имени Дзержинского в Хржанове (Польша), 1955(восстановлен до рабочего состояния)
- Паровоз ВП4-2120 Воткинского паровозостроительного завода, 1958г. п. с трёхосным тендером ВП4-1862 (не восстановлен)
- Фрагмент танк-паровоза серии Е (типа 0-3-0) Коломенского завода, 1921(восстановлению не подлежит)
- Фрагмент танк-паровоза типа 0-3-0 колеи 900мм фирмы Краусс, 1880-е(восстановлению не подлежит)
- Двухосный тендер паровоза серии 159, 1930-егоды (не восстановлен)
- Четырёхосный мотовоз МД54-4-1547 Истьинского машиностроительного завода, 1963(восстановлен до рабочего состояния)
- Двухосный мотовоз МД54-2 Истьинского машиностроительного завода, 1950-е (не восстановлен)
- Мотовоз-электростанция ЭСУ2а-511 Губинского торфопредприятия, 1982(используется в хозяйственных целях)
- Тепловоз ТУ4-1984 Камбарского машиностроительного завода, 1969(используется в хозяйственных целях)